Махаступа в Санчи: древнейший буддийский комплекс и наследие царя Ашоки

0 18

Махаступа в Санчи: древнейший буддийский комплекс и наследие царя Ашоки

Возникновение Махаступы и роль царя Ашоки

Великая ступа в Санчи (Махаступа) была построена значительно южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не связана напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в III веке до н. э. царь Ашока из династии Маурьев начал возрождать буддизм, который к тому времени уже угасал, сделав его фактически государственной религией. По остаткам древних сооружений он определил многие места, связанные с жизнью и деятельностью Будды, и по всей стране возвёл свыше восьмидесяти тысяч культовых буддийских сооружений, включая многочисленные ступы.

Именно к этому периоду относится первоначальное строительство ступы в Санчи. В отличие от других типов буддийских построек — вихар (жилых помещений для монахов) и чайтья (молитвенных залов), имевших внутренние пространства, — ступа изначально представляла собой монолитное сооружение. Великая ступа в Санчи, считающаяся одной из первых каменных построек такого рода (хотя вопрос о том, была ли она самой первой, остаётся предметом дискуссий, она, несомненно, является одной из древнейших и послужила важным образцом), стала прообразом для многих других. Она признана старейшей из крупных буддийских ступ, сохранившихся до наших дней.

Символизм Великой ступы: реликвии и легенда о форме ступы

В самый центр ступы в Санчи, по традиции, закладывалась урна с реликвиями. Согласно легенде, когда Будду спросили о форме его будущей гробницы, он, вместо ответа, сложил в несколько раз свой плащ (сангхати), водрузил на него перевёрнутую круглую чашу для сбора подаяний (патру) и увенчал всё это своим посохом (кхаккхара). Именно такая символическая форма легла в основу большинства ступ в Индии. Первоначально ступы служили для хранения священных реликвий, но позднее стали также символическим воплощением космоса и учения Будды.

Структурные элементы и их значение

В сложной конструкции ступ, со временем становившихся всё более замысловатыми по сравнению с первыми простыми чашеобразными формами, каждый элемент несёт определённое символическое значение: от ступеней основания до положения рук скульптурных изображений Будды или украшений на его одеждах.

Цоколь ступы в Санчи (медхи) с террасой для ритуального обхода (парикрамы) символизирует Землю со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа в форме идеальной полусферы (анды) олицетворяет небесный свод, мир богов или тело Будды. Через весь купол от основания до вершины проходит стержень (яшти), символизирующий Мировую Ось, Мировое Древо или мифическую гору Меру — центр Вселенной. На вершине купола этот стержень заключён в хармику — квадратную в плане реликвариевую камеру или небольшую символическую ограду, «дворец богов», скрывающую «Ось мира».

Такое ограждение центрального столпа связано с древним индийским обычаем защищать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Яшти увенчан несколькими дисками-зонтами (чхатрами), число которых может варьироваться. В буддизме они символизируют высшие небесные миры, доступные лишь просветлённым существам, или царское достоинство учения Будды. Три зонта также могут олицетворять Три Драгоценности буддизма: Будду (просветлённого учителя), Дхарму (его учение) и Сангху (монашескую общину).

Архитектурные особенности комплекса Санчи

Ограда-ведика и ворота-тораны

Во II веке до н. э., вероятно, при династии Шунга, ступа была значительно увеличена вдвое по сравнению с её первоначальным размером (кирпичной постройки времён Ашоки ) и облицована камнем. Тогда же её окружили массивной каменной оградой — ведикой, символизирующей охрану святыни и изначально лишённой сложных украшений, за исключением простых медальонов.

Позднее, при династии Сатаваханов (примерно I век до н. э. – I век н. э.), вокруг Большой ступы были возведены четверо монументальных ворот (торан), ориентированных по сторонам света и символизирующих «выходы во Вселенную». Каждые из этих ворот — шедевр древнеиндийского камнерезного искусства; их создание, вероятно, занимало десятилетия. Считается, что сначала возвели южные ворота (главный вход), затем северные, восточные и, наконец, западные.

Декор ворот и аниконизм в раннем буддизме

Капители колонн ворот выполнены в виде фигур четырёх слонов, львов или якшей (в индуистской и буддийской мифологии — категория духов природы, часто изображаемых как хранителей и символов плодородия), поддерживающих поперечные архитравы. Покрытые обильной и искусной резьбой ворота украшены многочисленными изображениями, повествующими о жизни Будды Шакьямуни, его прошлых перерождениях (джатаках — поучительных историях о его предыдущих жизнях в облике человека или животного), а также сценами из истории раннего буддизма и поклонения ступе.

В этих сюжетах Будда не всегда изображён антропоморфно (в человеческом облике); в раннем буддизме (так называемый аниконический период) его присутствие часто передавалось через символы. Так, лотос символизирует его чудесное рождение, Дерево Бодхи (священный фикус) — его просветление, колесо (Дхармачакра) — его учение (Первую проповедь, «поворот колеса Дхармы»), а отпечатки стоп, пустой трон или ступа — его незримое присутствие или паринирвану (окончательное освобождение). Например, сцена просветления может быть представлена пустым троном под Деревом Бодхи, а на другом барельефе обезьяна предлагает мёд Будде, символически изображённому как Дерево Бодхи. Изучая эти искусные барельефы, можно часами обходить ступу, погружаясь в сюжеты о пути к избавлению от страданий сансары (в индийских религиях — круговорот рождения и смерти, цепь перерождений, обусловленная кармой).

Пути ритуального обхода (парикрама)

Проход к ступе через эти величественные ворота сам по себе является священнодействием. Посетители также могут совершить полную парикраму (ритуальный обход святыни по часовой стрелке), обойдя ступу, и даже подняться на её верхнюю обходную террасу.

Вокруг Большой ступы в Санчи существует два основных пути для парикрамы:

    нижний, пролегающий на уровне земли между ступой и ведикой (внешней оградой; верхний — на террасе (медхи), опоясывающей основание купола ступы. Этот путь также имеет своё каменное ограждение, стилизованное под древние деревянные аналоги.

Хотя ведика имеет четверо ворот, ведущих к нижнему пути обхода, на верхнюю террасу можно подняться лишь по двум лестницам, расположенным с южной стороны ступы. С этой верхней террасы, условно называемой «вторым этажом», паломник может мысленно вознестись ещё выше — к хармике и чхатрам на вершине купола. Это символизирует восхождение из земного мира, полного страстей, в мир, где обитают просветлённые существа.

План ступы как мандала

Архитектурный план ступы также интерпретируется как отражение свастики в движении или как мандала (в буддизме — сакральное схематическое изображение Вселенной или её отдельных аспектов, используемое в ритуалах и медитации). Считается, что контуры входов и оси, ориентированные по сторонам света, образуют символическую структуру, подобную мандале. Линии, соединяющие стороны света, олицетворяют пространство, а изогнутые проходы ворот, возможно, напоминающие о цикличности времени или движении небесных тел, — время. Совершая парикраму, монах или паломник, входя в это символическое пространство, становится частью мирового порядка. Его движение и энергия вписываются в космический ритм, вращающийся вокруг мирового центра — центра ступы-мандалы.

Другие ступы и сооружения комплекса

Со временем в Санчи сформировался целый комплекс религиозных сооружений. Помимо Махаступы (ступы № 1), здесь находятся и другие значимые постройки.

Ступа № 2 и её символика

Вторая ступа, возведённая предположительно во II веке до н. э. (период Шунгов), расположена на середине западного склона холма. Она меньше по размеру и не имеет торан, но её ведика украшена интересными рельефами. Примечательно, что её Г-образные входы в плане образуют правостороннюю свастику (закрученную по часовой стрелке), древний символ, который в данном контексте может символизировать благополучие, созидание и порядок. Археологи предполагают, что это уединённое место, расположенное примерно в полукилометре от основного комплекса, могло использоваться учителями общины для медитаций и уединения от мирской суеты. В этой ступе были найдены реликвии нескольких выдающихся буддийских учителей.

Ступа № 3 и реликвии учеников Будды

Третья ступа, расположенная к северо-востоку от Махаступы, по своему оформлению (одна торана, схожая по стилю с воротами Махаступы) во многом напоминает Большую ступу, хотя и значительно уступает ей в размерах. Она датируется примерно тем же периодом, что и ступа № 2. В этой ступе в 1851 году были обнаружены реликварии с прахом (или костными фрагментами) двух главных учеников Будды — Шарипутры и Маудгальяяны. Впоследствии эти реликвии были вывезены в Лондон, но в 1952 году возвращены в Индию. Сейчас они размещены в специально построенном для них на территории комплекса современном святилище (Чайтьягири-вихаре).

Монастырские постройки и другие памятники

Изначально ступы были окружены деревянными монастырскими постройками (вихарами). Поскольку ранние монастыри возводились из недолговечного дерева, они не сохранились до наших дней. Как правило, такие вихары представляли собой комплекс келий, сгруппированных вокруг центрального двора. До нашего времени от них остались лишь каменные фундаменты и остатки дворов.

Помимо ступ, комплекс Санчи включает и другие древние архитектурные памятники:

знаменитую колонну Ашоки с львиной капителью (часть капители хранится в музее); храмы различных эпох, в том числе храм № 17 гуптского периода, один из самых ранних сохранившихся примеров индуистского храма; археологический музей с богатой коллекцией древностей, найденных в Санчи и его окрестностях.

Особый интерес представляют также небольшие пещерные храмы, высеченные в твёрдых скальных породах.

История Санчи: от расцвета до забвения и возрождения

Период расцвета и религиозной активности

Во времена правления Ашоки и последующих династий (Шунга, Сатавахана, Кушаны, Гупты) комплекс Санчи был процветающим религиозным и монастырским центром. Ступы были оштукатурены и, вероятно, ярко раскрашены, а во время праздников их пышно украшали цветами, флагами и ритуальными подношениями. Сюда стекались многочисленные процессии паломников, состоявшие как из монахов, так и из мирян.

Один из рельефов на северных воротах Махаступы изображает торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии шествуют слоны. Этот рельеф даёт представление о том, как могла выглядеть ступа, украшенная гирляндами и цветами во время празднеств. В древнем Санчи кипела активная религиозная жизнь, и монашеская община поддерживала тесные связи со своими светскими покровителями, о чём свидетельствуют многочисленные дарственные надписи.

Упадок и забвение

Санчи оставался важным буддийским центром на протяжении многих веков. Новый расцвет пришёлся на время правления династии Гуптов (IV–VI века н. э.), когда были отреставрированы существующие ступы и возведены новые храмы. Однако на рубеже I и II тысячелетий н. э. буддизм в Индии начал постепенно угасать, уступая место индуизму и исламу. Археологические находки XIII века на территории Санчи свидетельствуют о преобладании здесь индуистских культов. К XIV веку комплекс окончательно пришёл в запустение и был поглощён джунглями.

«Открытие» и реставрация комплекса

Затерянный в джунглях комплекс был вновь «открыт» и описан британским генералом Генри Тейлором в 1818 году. К сожалению, первые исследования сопровождались непрофессиональными раскопками, нанёсшими значительный ущерб памятникам. Так, в 1822 году капитан Джонсон повредил Махаступу, пробив в ней брешь в поисках реликвий. Знаменитая монолитная колонна Ашоки была расколота на части и использовалась местными жителями в качестве пресса для сахарного тростника.

В 1851 году британский археолог сэр Александр Каннингем провёл первые систематические раскопки и обнаружил реликварии в ступах № 2 и № 3. В 1881–1883 годах майор Генри Коул предпринял первые попытки реставрации: была заделана брешь в Махаступе, восстановлены и заново установлены её повреждённые ворота-тораны. Однако наиболее масштабная и научная реставрация, во многом придавшая комплексу его современный облик, была осуществлена в 1912–1919 годах под руководством сэра Джона Маршалла, генерального директора Археологической службы Индии. Сегодня на территории комплекса действует археологический музей, а сам Санчи с 1989 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одним из важнейших историко-культурных памятников Индии.

Духовное наследие Санчи

Санчи как место силы и медитации

Вероятно, по замыслу царя Ашоки, комплекс предназначался для медитации, изучения Дхармы и духовного созерцания. Он должен был находиться вдали от суеты больших городов и крупных монашеских центров, но при этом оставаться доступным для паломников. Местоположение Санчи как нельзя лучше соответствовало этим целям. Расположенный на уединённом холме, но недалеко от древнего торгового и культурного центра Видиша, он на многие века стал важным центром буддийской практики и учёности.

Даже человек, не являющийся последователем буддизма, ощущает здесь особую энергетику и не может не восхищаться древними сооружениями, пронёсшими сквозь тысячелетия память о стремлении к мировой гармонии и великому космическому порядку. Ради этих впечатлений, ради созерцания каменных святынь, хранящих духовный опыт многих поколений, стоит посетить Индию — загадочную страну, сберёгшую для человечества бесценное наследие.

Источник

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.