Шарипутра: мудрейший ученик Будды и его роль в Дхарме — история Архата

0 62

Шарипутра: мудрейший ученик Будды и его роль в Дхарме — история Архата

Нередко можно встретить изображение Будды Шакьямуни, рядом с которым стоят два монаха в оранжевых одеяниях, держащие чаши для подаяния и посохи. Эти монахи располагаются по правую и левую сторону от лотосового трона Учителя. Это два его главных ученика — архаты (в буддизме — личности, достигшие полного освобождения) Шарипутра и Маха Маудгальяяна. Они занимают те же позиции, что и в жизни Учителя: Шарипутра был его правой рукой, а Маудгальяяна — левой.

Будда говорил о них:

О монахи, следуйте за Шарипутрой и Маудгальяяной; общайтесь с Шарипутрой и Маудгальяяной. Мудрые монахи помогают тем, кто стремится к святости.

Личность Шарипутры: мудрость и служение Учителю

Шарипутра (также известный как Сарипутта, Шарипу; имя при рождении — Упатисса; китайская транслитерация — Шэлицзы), носивший почётные титулы «Знаменосец Дхармы» (Дхарма (санскр. धर्म) — ‘учение Будды, вселенский закон’) и «Военачальник воинства Дхармы». О нём так повествуется в трактате «Буддачарита. Жизнь Будды»:

И меж учеников неисчислимых один великой славой окружён был. Он назывался Шарипутра

Буддачарита. Жизнь Будды

Имя «Śāriputra» с санскрита переводится как ‘сын Шари’. Согласно «Комментарию на Сутру Сердца Совершенной мудрости»: «„Шари“ — это на санскрите, и значит ‘белая цапля’. Глаза этой птицы очень ясны и глубоки. Глаза его матери были такими. И это было взято за [основу] его имени. Этот достопочтенный был сыном [„путра“] „белой цапли“. Поэтому и говорится „сын Шари“ — [Шарипутра]». Среди учеников Будды он отличался глубочайшей мудростью.

Шарипутра и Учение о Совершенной мудрости (Праджняпарамите)

Шарипутра считается высшим в мудрости среди учеников Будды Шакьямуни. Он прославился многочисленными вопросами о природе вещей и пустоте (шуньяте — ключевом понятии буддизма, указывающем на отсутствие самобытия у всех явлений), которые задавал Учителю во время его бесед. Именно Шарипутра вдохновил Будду преподать Праджняпарамиту — Учение о Совершенной мудрости. Праджняпарамита стала одной из главных концепций в буддизме Махаяны и описывает доктрину дхарм (элементарных психофизических состояний или явлений), пустотность, природу реальности и путь бодхисаттв (существ, стремящихся к пробуждению ради блага всех живых существ).

Жизнь Шарипутры была тесно переплетена с жизнью Будды и служит примером великого служения Учителю. Шарипутра обладал уникальным терпением и стойкостью, глубоким интеллектом и мудростью, при этом отличался скромностью, добротой и честностью в мыслях, словах и поступках. Считается, что даже среди архатов, освобождённых от всех омрачений, страстей и заблуждений, он особенно выделялся — «сиял, как полная луна в звёздном небе». Впоследствии именно Шарипутра стал красноречиво истолковывать идеи Будды и помогал ученикам понять смысл его наставлений. Так, в «Сутре Лотоса» часто встречается фраза: «В это время Шарипутра, желая ещё раз разъяснить смысл сказанного, произнёс гатхи…».

Шарипутра многие века вдохновляет последователей Будды на упорную практику Дхармы, поскольку он был человеком, который поднялся до высочайшего духовного уровня и уже при жизни достиг Освобождения.
В Шурангама-сутре говорится:

Затем со своего места поднялся Шарипутра и, склонившись перед Буддой, сказал: „Благословенный господин, в течение многих кальп (кальпа — огромный период времени в индийской космологии), многочисленных, как пески Ганга, мой ум продолжал существовать в чистоте. Благодаря этому у меня было множество чистых перерождений. Как только мои глаза замечали различие в вечнотекущем процессе изменения, мой ум непосредственно и тотчас же понимал их, и благодаря этому я приобрёл совершенную свободу“

Шурангама-сутра

Ранние годы Шарипутры: поиск Освобождения

История Шарипутры, тогда ещё носившего имя Упатисса, началась в окрестностях города Раджагриха. В брахманской деревне Упатисса браминка Сари родила сына, а в деревне Колита браминка Моггалли также родила сына. Эти две семьи были тесно связаны и дружили на протяжении семи поколений. Новорождённых мальчиков назвали Упатисса (в честь родной деревни его матери или по её имени) и Колита.

Повзрослев, юноши получили хорошее образование и наследство. Каждый из них был богат, имел сотни слуг и мог жить в своё удовольствие. Однако они пресытились роскошью. На ежегодном фестивале в Раджагрихе Колита спросил Упатиссу: «Дорогой мой Упатисса, ты не так счастлив и радостен, как был прежде. Что у тебя на уме?» Упатисса ответил: «Дорогой мой Колита, всё это вокруг не приносит никакой пользы. Оно совершенно ничего не стоит! Я должен найти для себя Учение об Освобождении. Но ведь и ты, Колита, тоже недоволен!» Колита согласился с другом. Тогда Упатисса предложил отречься от мирской жизни и стать аскетами (людьми, практикующими самоограничение для достижения духовных целей).

В то время в Раджагрихе жил со своими учениками аскет Санджая. Упатисса и Колита, а также их последователи-брахманы получили посвящение от Санджаи. Вскоре аскет открыл им все свои знания, но Упатиссе и Колите этого было недостаточно. Они поняли, что с Санджаей не смогут найти Учение об Освобождении, и решили продолжить поиски, так как Индия огромна. Долгое время они путешествовали, встречаясь с мудрыми отшельниками и брахманами, но так и не нашли того, кто рассеял бы все их сомнения.

Судьбоносная встреча с учением Будды

Юноши вернулись в Раджагриху и поклялись друг другу, что если один из них найдёт путь к Освобождению от смерти, то обязательно сообщит другому. Спустя некоторое время в Раджагриху пришёл Благословенный Будда со своими учениками. Он получил от царя Бимбисары монастырь в Бамбуковой роще, где и начал проповедовать своё Учение. Среди шестидесяти архатов, которых Будда посвятил в учение о Трёх Драгоценностях, был старейшина Ассаджи, один из первых его учеников.

Однажды Ассаджи собирал в городе подаяние. Его заметил Упатисса, поражённый достойным и безмятежным видом монаха. Упатисса решил узнать, кто его Учитель и какое учение он исповедует, но не стал отвлекать от сбора милостыни. Когда монах собрался уходить, Упатисса предложил ему воды, проявив уважение, и задал свой вопрос. Ассаджи ответил: «Существует, о друг, Великий аскет из рода Сакья. Этот Благословенный — мой Учитель, и я исповедую его Дхарму». Упатисса попросил рассказать подробнее: «Меня зовут Упатисса. Расскажи мне о твоём знании. Будь то много или мало, не говори много слов. Проникнуть в смысл учения — моё единственное желание».

В ответ старец изрёк: «Татхагата (один из эпитетов Будды, означающий ‘так пришедший’ или ‘так ушедший’) проповедует о причине возникновения вещей и об их прекращении. В этом его Учение». Услышав эти слова, Упатисса утвердился в Пути и «вошёл в Поток» (достиг первой стадии просветления). Он распростёрся у ног старца в благодарности, узнал, где искать Учителя, и пообещал последовать за сангхой (буддийской монашеской общиной) вместе со своим другом.

Колита, увидев приближающегося Упатиссу, заметил: «Сегодня ты выглядишь иначе. Должно быть, ты нашёл Освобождающее Учение!» И когда Упатисса произнёс слова старца, Колита также «вошёл в Поток» и принял Учение.

Прощание с прежним наставником

Прежде чем отправиться в Бамбуковую рощу, Упатисса и Колита пришли к своему первому наставнику, аскету Санджае, и предложили ему присоединиться: «О Учитель, Будда появился в этом мире и провозгласил Учение. Он проживает здесь со своей общиной монахов, и мы хотим увидеть Мастера».

Но Санджая, подумав, что они знают так много, что уже не будут его слушать, отказался: «Вы можете идти, но я не могу. Я сам Учитель. Если бы мне пришлось вернуться к состоянию ученика, то это было бы, как если бы огромный резервуар для воды превратили в небольшой кувшин. Я уже не смогу быть учеником». И добавил: «Дураков много, мудрых мало. Если это так, друзья мои, тогда мудрые пойдут к мудрому отшельнику Готаме, а дураки придут ко мне. Вы можете идти, но я не пойду».

После ухода Упатиссы и Колиты в общине Санджаи произошёл раскол и его монастырь почти опустел. Пятьсот из его учеников последовали за Упатиссой и Колитой; из них двести пятьдесят позже вернулись к Санджае. Оставшиеся двести пятьдесят учеников вместе с двумя друзьями прибыли в Бамбуковую рощу.

Встреча Упатиссы и Колиты с Буддой

Упатисса и Колита прибыли в рощу Венувана. Победоносного окружали последователи, словно шафрановое море: в желтовато-красных одеяниях с прямыми спинами и устремлёнными лицами рядами сидели достойные архаты и другие бхикшу (буддийские монахи), недавно получившие посвящение. Дальше в белых одеждах восседали упасаки (буддисты-миряне). За ними внимал проповеди пришедший из столицы народ.

Отчётливо, мерно и гулко раздавалось слово Будды, с многочисленными повторениями и пояснениями; оно отдавалось в сердцах внимавших, как нарастающие и удаляющиеся раскаты грома. Подходили новые последователи, самозабвенно кланялись девятирично, потом садились на свободные места и замирали. Победоносный, увидев приближающихся Упатиссу и Колиту, сказал своему окружению, что эти двое станут первыми и благороднейшими из его учеников. Оба шрамана (странствующих аскета) получили таким образом посвящение от самого Будды.

Вот как описывается эта судьбоносная встреча в трактате «Буддачарита. Жизнь Будды»:

И Будда, их увидя, возвестил:
«Отмечены те двое, что приходят,
Меж верных возноситься будут ярко,
Один своею мудростью лучистой,
Другой же чудотворностью своей».
И гласом Брамы, нежным и глубоким,
«Благословен ваш приход», — сказал им.
«Здесь тихая и чистая обитель, —
Сказал он, — ученичеству — конец».
Тройной в руках у них явился посох,
Сосуд с водой пред ними появился,
Мгновенно каждый принял постриженье,
Их лик был словом Будды изменён.
Те два вождя и верная их свита,
Принявши завершённый облик Бхикшу,
Простёртые, пред Буддою упали
И, вставши, сели около него

Буддачарита. Жизнь Будды

После посвящения Упатисса стал именоваться Шарипутрой, а Колита — Маха Маудгальяяной (Маха Могалланой). Маудгальяяна отправился жить в одну из деревень Магадхи — Каллавалу, а Шарипутра оставался рядом с Учителем в Раджагрихе. Оба юноши достигли архатства: Маудгальяяна — на седьмой день после посвящения, а Шарипутра — через две недели.

Однажды Будда собрал всех своих старейших монахов и объявил, что Шарипутра и Маудгальяяна отныне станут его главными учениками. Многие монахи были удивлены, но Учитель пояснил:

Я не выказывал предпочтений, а просто дал каждому то, к чему он стремился. Когда Шарипутра и Маудгальяяна много кальп назад, во времена Будды Аномадасси, родились как брахман Сарада и торговец (вероятно, имеется в виду вайшья (санскр. वैश्य) — ‘представитель третьей варны’) Сириваддхака, они совершили устремление стать монахами и главными учениками. Поэтому я дал им только то, к чему они устремились, а не сделал это из предпочтений.

Шарипутра и Будда в прошлых жизнях: истории из Джатак

Джатаки (собрание историй о прошлых жизнях Будды) повествуют о многочисленных встречах Шарипутры с Буддой. Вот несколько примеров их совместных перевоплощений:

Джатака о бодхисаттве-великомученике. Шарипутра был военачальником, который помог святому подвижнику — будущему Будде.

Военачальник обтёр кровь с тела бодхисаттвы, перевязал ему ноги, руки, уши и нос, бережно усадил его, поклонился и сел рядом.

Джатака о Бхаддасале. Шарипутра и другие ученики Будды были духами салового дерева, которые вместе с царственным духом Бхаддасалой (будущим Буддой) обучали мудрости царя Кошальского.

Причина тому есть, государь, и она — в моём стремлении к Дхарме. Ведь под сенью моего дерева счастливо выросла молодая поросль родичей. Я боюсь сломать их, если дерево срубят сразу под корень — нельзя же губить вместе с собою и других!

Джатака о Кашьяпе Мохнатом. Шарипутра был советником царя Сакхьи, который в горах беседовал с отшельником Кашьяпой Мохнатым (будущим Буддой).

В городе забили в гонги, собрали народ и всех опросили. Нашёлся один лесной человек, который знал это, — его взяли в проводники. Сахья с большой свитой добрался до отшельника, поклонился ему, сел подле него и изложил поручение царя.

Джатака о лжеучении и бодхисаттве Нараде. Шарипутра был советником Виджаей, который порекомендовал царю пообщаться с Великим Брахманом Нарадой (будущим Буддой).

Услады, государь, — не новость, Ты их всегда себе доставишь. Нам наслаждения привычны, а радости от них немного. Нам нужен брахман или шраман, наставник и учитель Дхармы! Он нас избавит от сомнений и даст благие наставленья.

Джатака о Самваре. Шарипутра был царевичем Упосатхой, которого обучал управлению государством по Дхарме мудрый советник (будущий Будда).

У Самвары учителем оказался умный и учёный советник, опекавший юношу по-отечески, да и немудрено: ведь это был сам бодхисаттва.

Роль Шарипутры в буддийской сангхе

Известно, что именно благодаря проповедям Шарипутры в сангху Будды пришло множество учеников, впоследствии утвердившихся на Пути к освобождению от сансары (круговорота рождений и смертей). Он был великим лидером и выдающимся духовным наставником. Три его младших брата (Упасена, Ревата, Чунда), три сестры (Чала, Упачала, Сисупачала), а также дядя, племянник и даже его собственная мать вступили в монашескую общину и утвердились в Учении Будды.

Важным моментом, когда Шарипутра проявил верность Будде, стал раскол общины, инициированный Девадаттой. Девадатта потребовал от Учителя ужесточить правила для монахов, включая введение более строгих аскетических практик. Будда отверг эти предложения, отстаивая Срединный путь. В ответ Девадатта ушёл из общины и увёл с собой около 500 монахов. Благодаря убеждениям Шарипутры и Маудгальяяны удалось вернуть этих учеников в сангху.

Среди монахов Шарипутра всегда помогал другим. Когда кто-либо собирался покинуть общину, Будда советовал ему прежде встретиться и побеседовать с Шарипутрой: «Шарипутра, о бхикшу, мудр и является помощником братии». Шарипутра помогал монахам двумя способами: оказывал материальную помощь и давал своевременные наставления по Дхарме.

Говорят, что всякий раз, когда Шарипутра давал советы, он проявлял бесконечное терпение, увещевал и наставлял сотни и тысячи раз, до тех пор, пока ученик не утверждался в Учении. Велико число тех, кто после его наставлений достигал архатства. В «Sacca-vibhanga Sutta» приводятся слова Будды: «Шарипутра подобен матери, которая рождает, в то время как Маудгальяяна подобен кормилице, которая принимает плод. Шарипутра направляет Плод в поток, а Маудгальяяна ведёт его к высшей цели».

Дружба Шарипутры и Ананды

Между Шарипутрой и главным помощником Будды, Анандой, существовали взаимная симпатия, поддержка и дружба. Известен случай, когда Ананда получил от брахмана дорогие одежды и с разрешения Учителя в течение десяти дней ждал возвращения Шарипутры, чтобы передать ему этот подарок. Возникал вопрос, почему Ананда и Шарипутра так дружили. Некоторые предполагали, что Ананда чувствовал привязанность к Шарипутре, поскольку сам ещё не достиг архатства. Однако считается, что привязанность Шарипутры не была мирской, а представляла собой любовь к добродетели Ананды.

Однажды Будда спросил Ананду: «Ты тоже одобряешь Шарипутру?». На что Ананда ответил:

Кто, Учитель, не одобряет Шарипутру? Достопочтенный Шарипутра обладает великой мудростью; достопочтенный Шарипутра обладает широкой, яркой, быстрой, острой, всепроникающей мудростью. Он лишён желаний, склонен к уединению, энергичен, удовлетворён, красноречив, готов выслушать и порицать зло.

Devaputta-Samyutta, Susima Sutta

Можно найти описание эмоций Ананды в момент ухода Шарипутры:

Когда благородный друг Сарипутта ушёл, мир для меня погрузился во тьму

Тхерагатха

Дискуссия Шарипутры и Вималакирти

Легенда о Вималакирти — первом упасаке, ставшем бодхисаттвой, — описывается в «Вималакиртинирдеша-сутре». Вималакирти был мирянином, обладавшим несравненным умом и мудростью. Он прославился тем, что посещал игорные и питейные заведения, а также публичные дома, просвещая людей о природе их страстей. Вималакирти встречался с ближайшими учениками Будды и указывал им на поверхностное толкование Учения о Дхарме.

Согласно «Вималакиртинирдеша-сутре», Шарипутра оказался неспособен полностью понять Махаяну («Великую колесницу» — одно из основных направлений буддизма), суть которой раскрыл ему Вималакирти, и был побеждён в этой беседе.

Шарипутра сказал Вималакирти: «Досточтимый Упасака, это невиданно прежде; такая маленькая комната может вместить эти большие и высокие троны, которые ничего не загораживают в Вайшали и не являются помехой большим и малым городам и деревням в Джамбудвипе, а также дворцам дэвов (божеств) и небесных нагов (мифических змееподобных существ) и жилищам призраков и духов».

Вималакирти сказал: «Шарипутра, освобождение, реализованное всеми Буддами и великими Бодхисаттвами, непостижимо. Если Бодхисаттва достигает этого освобождения, он может поместить огромную и обширную Гору Шумеру (мифическая гора, центр Вселенной в буддийской космологии) в горчичное семечко, которое ни увеличится, ни уменьшится в размере, тогда как Шумеру останется той же самой; четыре царя дэвов (махараджи) и дэвы Тридцати Трёх небес Индры даже не осознают их пребывания в семечке, и только те, кто достиг освобождения, увидят Шумеру в горчичном семечке. Такова непостижимая дверь Дхармы к Освобождению»

Вималакиртинирдеша-сутра

Уход Шарипутры из мира

Шарипутра ушёл незадолго до Паринирваны Будды (окончательного ухода Будды из цикла перерождений). Узнав, что Учитель собирается покинуть мир, он попросил благословения уйти первым, пояснив, что не сможет достойно пережить уход Будды. Шарипутра решил завершить свой земной путь в доме родной матери. Простившись с сангхой и Буддой, он в сопровождении Маудгальяяны и Кунды (Чунды) отправился на родину в окрестности Раджагрихи, где вошёл в медитацию и покинул тело. Это произошло в день полнолуния месяца Каттика (период с октября по ноябрь).

Тело Шарипутры со всеми почестями кремировали в деревне Упатисса (или Налака, его родной деревне). Его мощи, одежду и чашу для подаяния передали Ананде, а тот принёс их Учителю. Будда, прощаясь с Шарипутрой, взял его мощи в руки и произнёс монахам следующие слова:

Монахи, это реликвии бхикшу, который недавно попросил у меня разрешения на кончину. Того, кто достиг совершенства за неисчислимые эоны и тысячи кальп. Того, кто получил место рядом со мной. Того, кому, кроме меня, не было равного в мудрости на протяжении всей Вселенной. Это был бхикшу великой мудрости, широкой мудрости, светлой мудрости, быстрой мудрости, всепроникающей мудрости. У этого монаха было мало желаний, он был всем доволен, не любил компании, был полон энергии, увещевал своих младших собратьев-монахов, порицал зло. Он ушёл из дому, отказавшись от большого счастья, полученного через его заслуги за 500 существований. Тот, кто был терпелив, как земля, и безвреден, как бык, чьи рога были отрезаны. Тот, кто обладал скромным умом, как мальчик-изгой (чандала — ‘представитель низшей касты’). Таков был Сарипутта. Теперь мы отдаём дань уважения Сарипутте, который скончался

по мотивам палийских текстов, например «The Life of Sariputta» by Nyanaponika Thera, основанной на канонических источниках

Духовное наследие Шарипутры: Абхидхарма

После того как Будда ушёл в Паринирвану, его ученики-архаты собрались вместе, чтобы записать Учение. Наставления Шарипутры, касающиеся глубокого анализа явлений, были собраны и легли в основу Абхидхармы (третьей части буддийского канона, посвящённой философии и психологии) — учения о мироздании и его закономерностях. Считается, что Будда первоначально давал наставления по Абхидхарме на Небесах Тридцати Трёх Богов. Шарипутра попросил его посвятить в эти небесные поучения и впоследствии сам проповедовал их ученикам.

Вот небольшой отрывок из текстов, приписываемых традиции Абхидхармы, отражающий мудрость Шарипутры (например, из «Абхидхармакоши» Васубандху, обобщающей учения сарвастивады):

Чувственные объекты мира не есть желания.
Желание — это страстное влечение человека, [порождённое] воображением.
И хотя чувственные объекты существуют в этом мире,
Владеющие собой отбрасывают влечение к ним.

Священные реликвии Шарипутры: находки и почитание

В индийском поселении Санчи находятся остатки древних ступ (буддийских реликвариев), датируемых III веком до н. э. Некоторые из них хорошо сохранились, другие же превратились в земляные насыпи. В 1851 г. сэр Александр Каннингем обнаружил в центре одной из ступ святые мощи Шарипутры и Маудгальяяны. Каннингем нашёл каменную плиту, под которой хранились две каменные коробки с надписями «Sariputtasa» (Шарипутры) и «Mahā-Moggalānasa» (Маха Маудгальяяны). Внутри шкатулок находились фрагменты сандалового дерева с погребального костра, драгоценные камни, одна кость Шарипутры и две кости Маудгальяяны.

Примерно в это же время вторая часть мощей двух архатов была найдена в Ступе Сатадхара, в шести милях от Санчи. Здесь также были обнаружены две коробки с подобными надписями, внутри которых тоже находились кости архатов.

Возвращение мощей в Индию и их дальнейшая судьба

Мощи из обеих ступ были вывезены в Англию и помещены в Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Священные реликвии хранились там до 1939 г., пока Общество Махабодхи не обратилось к британскому правительству с просьбой об их возвращении в Индию. Однако только после Второй мировой войны, в 1947 г., реликвии были переданы представителям Общества Махабодхи и начали своё путешествие обратно на родину.

Перед тем как мощи были доставлены в Индию, их выставляли для публичного обозрения и паломничества в Шри-Ланке, Бирме (ныне Мьянма), Непале и Ладакхе. В 1950 г. Общество Махабодхи передало часть мощей в Бирму, где они были торжественно заложены внутрь Пагоды Мира (World Peace Pagoda), построенной рядом с Рангуном (ныне Янгон) на месте Великого Буддийского Собора. Вторая часть реликвий была передана в Шри-Ланку и заложена в новой ступе Общества Махабодхи в Коломбо. Оставшаяся часть мощей в 1952 г. была помещена на вечное хранение в новую ступу Четьягири Вихара в Санчи.

Источник

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.